Официальный информационный портал ЕГЭ
Официальный информационный портал ОГЭ
Информация для учащихся
Расписание консультаций ЕГЭ 2024
Расписание консультаций ОГЭ 2024
Запомнить все: что поможет натренировать память за два месяца до ЕГЭ
ЕГЭ и ОГЭ всё ближе, дети и родители всё более нервные. С одной стороны, за 8−10 лет учебы и контрольные, и промежуточные экзамены были много раз. С другой — выпускной экзамен из школы, хоть из 9, хоть из 11 класса — это очень важно. И, конечно, волнительно.
Образовательная платформа Учи.ру провела опрос и выяснила, что 44% школьников испытывают стресс перед проверочными работами. При этом 39% отметили, что переживания связаны с возможностью получить плохую оценку.
Тренировка памяти поможет быть уверенным в своих силах и избежать стресса. Педагог Анастасия Преображенская советует попробовать несколько приемов, которые помогут натренировать память и получить «пятерку» на экзамене.
1. Рифмуйте всё!
Про то, что нужно и полезно учить стихи, учителя уже мозг проклевали. Но этот метод работает по-другому.
— Этот метод эффективен для запоминания правил, определений и алгоритмов, — говорит педагог и ведущий методист Учи.ру Анастасия Преображенская. — Короткие стихотворения и рифмовка пар помогают быстро и надолго запоминать информацию, особенно если в стихотворение будет включено шуточное или необычное слово.
* Например, все мы прекрасно помним определение из курса геометрии, что «биссектриса — это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А «медиана — обезьяна, у которой зоркий глаз. Точно прыгнет в середину стороны против вершины, где находится сейчас».
* Или дроби, у которых ребята часто путают, где знаменатель, а где числитель. Снова на помощь приходит рифмовка:
"Числитель — чердак, он наверху.
Знаменатель — застыл внизу".
— Благодаря тому, что эти стихи еще и шуточные, плюсы этой техники в том, что она снимает градус напряжения. Легко запоминается и надолго врезается в память; поднимает настроение, а также развивает креативное мышление, если ребенок придумывает такие рифмы сам. Своим ученикам я часто привожу такие стишки в качестве напоминания позабытого определения, чтобы развеселить их и в игровой форме напомнить пройденный материал, — поясняет Анастасия Преображенская.
2. Метод Цицерона.
Говорят, что великий римский оратор Цицерон использовал свой дом и окружающие его предметы для визуальной ассоциации с ключевыми моментами своих речей. При необходимости вспомнить событие или идею, он мысленно возвращался к своему дому и, ориентируясь на его расположение, восстанавливал структуру своего выступления.
Этот метод может быть полезен школьникам при защите рефератов, написании итогового сочинения на ЕГЭ, выступлениях с презентациями (например, когда нужно передать информацию об исторических событиях или жизни писателя).
Как это работает: ученик привязывает каждый пункт своего будущего повествования или информацию, которую необходимо запомнить, к конкретному предмету или месту в своей комнате. Позднее, вспоминая эту обстановку, ему будет легче извлекать нужные факты и материалы. К тому же воспоминания о доме поможет снизить стресс на выступлении или экзамене.
— Сейчас этот метод особенно актуален, так как с недавних пор для допуска к сдаче госэкзаменов в 9 и 11 классе (ОГЭ и ЕГЭ) ученики обязаны защищать индивидуальные проекты, выступая перед классом или комиссией. Кроме того, он развивает память, ассоциативное мышление и воображение, — отмечает Анастасия Преображенская.
3. Кривая забывания — как правильно повторять.
Наш мозг так устроен: при изучении нового материала мы помним практически все. Через 20 минут в нашей памяти останется только 80% изученного, через час только 60%, через 9 часов — 40%, а через неделю без повторения материала останется менее 20%.
НО! Если повторить изученное через 7−9 часов, то можно вернуть до 100% полученной информации. Если после этого повторить материал через 2 дня, то в памяти снова останется 100% материала. Еще через неделю повторили — и снова 100%.
Благодаря этому правилу, можно подготовиться к зачету, сдаче билетов или тому же проекту, не перегружая память и готовясь судорожно в ночь перед экзаменом, а постепенно сохраняя объем информации в голове.
— Почему важно тренировать память? На ЕГЭ по профильной математике в справочных материалах даны всего лишь несколько формул по тригонометрии. Для успешной сдачи данного экзамена необходимо многие формулы держать в голове, поэтому лучше начинать тренировать и заполнять свою память уже сейчас, — объясняет педагог Анастасия Преображенская.
4. Техника СЛОН.
Суть данного метода заключается в аналогии: «слон» — это объемная работа. И слона нужно разделить на «стейки» — более мелкие задачки. И съедать эти стейки, решая задачи.
То есть это поэтапное решение сложного, просто в условной игровой форме. Это позволяет включить мелкие задачки в план ежедневных действий, делая постепенные шаги и облегчая выполнение глобальной задачи. Главная идея метода — борьба с перегрузкой от большого объема информации.
Мы сейчас про итоговые экзамены ОГЭ и ЕГЭ. И вот пример: когда сталкиваешься с обширным списком тем на официальном сайте ФИПИ, это может вызвать тревогу. Для эффективной подготовки (и подавления паники) стоит применять подход типа «слон». Разбивайте каждый раздел на подразделы, а затем на темы и подтемы, структурируйте и систематизируйте информацию, начиная постепенное усвоение. Тогда получится, что в неделю вы должны изучить, допустим, две темы — а это уже не так пугает.
— Путем деления сложной информации на более мелкие фрагменты и постепенного усвоения облегчается запоминание и понимание материала, — отметила Анастасия Преображенская.
Тренировать память можно и саму по себе, вне школьных заданий. Такое любому возрасту под силу. Сделать это помогут либо настолки в виде мемо (карточек, которые нужно запоминать и постепенно собирать пары). А также пазлы и другие головоломки.
Если ребенка не отлепить от компьютера (а в моменты подготовки это тоже стресс), то есть пазлы и головоломки и он-лайн. Например, на платформе Учи.ру есть такой формат тренировки памяти — интерактивные курсы в формате карточек. Система подстраивается под конкретного школьника: помогает осваивать предметы в своем темпе, определяет нужное количество повторений. Это дает возможность ученикам запоминать отрабатывать материал, разбираться в сложных темах.
ЕГЭ 2023 года
С 2022 года ЕГЭ проводится на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
В 2023 г. продолжается корректировка экзаменационных моделей по большинству учебных предметов в соответствии с ФГОС.
Все изменения, в том числе включение в КИМ новых заданий, направлены на усиление деятельностной составляющей экзаменационных моделей: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, развернутого объяснения, аргументации и др.
Изменения в КИМ ЕГЭ 2023 г.
Русский язык
1) В части 1 экзаменационной работы изменён порядок следования заданий на основе микротекста (1–3).
2) В задании 2 (в КИМ 2022 года – задание 3) части 1 экзаменационной работы изменены формулировка, система ответов (множественный выбор) и спектр предъявляемого языкового материала.
3) Заданиям 3 (в КИМ 2022 года – задание 1), 21 и 26 части 1 экзаменационной работы присвоен статус заданий повышенного уровня с учётом расширения языкового материала, предъявляемого в указанных заданиях. Так, задание 3 (в КИМ 2022 года – задание 1) становится заданием не общелингвистического, а сугубо стилистического анализа текста. Задания 3 (в КИМ 2022 г. – задание 1), 21 и 26 разрабатываются в соответствии с расширенным и уточнёнными перечнем элементов стилистического анализа, перечнем пунктуационных правил и перечнем основных изобразительно-выразительных средства языка, представленными в кодификаторе проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения ЕГЭ по русскому языку. Кроме того, в задании 26 изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 4 до 3).
4) В задании 4 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка и система ответов (множественный выбор), расширен предъявляемый языковой материал (обновлён Орфоэпический словник).
5) В задании 5 части 1 экзаменационной работы расширен предъявляемый языковой материал (обновлён Словарик паронимов).
6) В задании 8 части 1 экзаменационной работы изменена система оценивания (максимальное количество баллов уменьшено с 5 до 3).
7) В задании 9 части 1 экзаменационной работы изменены формулировка и спектр предъявляемого языкового материала (задание по формату стало аналогичным орфографическим заданиям 10–12).
8) Изменена формулировка задания 27 части 2 экзаменационной работы; изменён максимальный балл по критерию К2 «Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста» (уменьшен с 6 до 5). Кроме того, в критериях К7 и К8 исключено понятие «негрубая ошибка».
9) Уточнены нормы оценивания сочинения при наличии фактической(-их) ошибки (ошибок); в связи с этим внесены коррективы в критерии К1, К2, К3, К12.
10) В критериях оценивания сняты ограничения на максимальный объём сочинения.
11) Изменён первичный балл за выполнение работы с 58 до 54.
Математика (базовый уровень)
Изменения в содержании КИМ отсутствуют.
В структуру КИМ внесены изменения, позволяющие участнику экзамена более эффективно организовать работу над заданиями за счёт перегруппировки заданий по тематическим блокам. В начале работы собраны практикоориентированные задания, позволяющие продемонстрировать умение применять полученные знания из различных разделов математики при решении практических 2 задач, затем следуют блоки заданий по геометрии, по алгебре и началам математического анализа.
Математика (профильный уровень)
Изменения в содержании КИМ отсутствуют.
В структуру части 1 КИМ внесены изменения, позволяющие участнику экзамена более эффективно организовать работу над заданиями за счёт перегруппировки заданий по тематическим блокам. Работа начинается с заданий по геометрии, затем следует блок заданий по элементам комбинаторики, статистике и теории вероятностей, а затем идут задания по алгебре и началам математического анализа.
Физика
1) В 2023 г. изменено расположение заданий в части 1 экзаменационной работы. Интегрированные задания, включающие в себя элементы содержания не менее чем из трёх разделов курса физики, которые располагались на линиях 1 и 2 в КИМ ЕГЭ 2022 г., перенесены на линии 20 и 21 соответственно.
2) В части 2 расширена тематика заданий 30 (расчетных задач высокого уровня по механике). Кроме задач на применение законов Ньютона (связанные тела) и задач на применение законов сохранения в механике, добавлены задачи по статике.
Химия
1) Изменён формат предъявления условия задания 23, ориентированного на проверку умения проводить расчёты концентраций веществ в равновесной системе: вместо табличной формы, предъявления количественных данных, все элементы будут представлены в форме текста.
2) Изменён порядок следования заданий 33 и 34.
3) Изменён уровень сложности заданий 9, 12 и 16: в 2023 году указанные задания будут представлены на повышенном уровне сложности.
Биология
1) В первой части КИМ добавлено одно задание. Соответственно с 28 до 29 увеличилось общее число заданий КИМ.
2) Задания содержательного блока «Система и многообразие органического мира» первой части экзаменационной работы представлены единым вариативным модулем (задания 9–12), состоящим из комбинации двух тематических разделов: «Многообразие растений и грибов» (два задания) «Многообразие животных» (два задания).
3) Задания содержательного блока «Организм человека и его здоровье» в первой части экзаменационной работы собраны в единый модуль, состоящий из 4 заданий (задания 13–16).
4) Задания с кратким ответом, проверяющие знания бактерий и вирусов, будут представлены в заданиях блока «Клетка и организм – биологические системы» (задания 5–8).
5) Из второй части работы исключена линия 24 на анализ биологической информации. Собран мини-модуль из двух линий заданий (задания 23 и 24), направленных на проверку сформированности методологических умений и навыков.
История
1) Число заданий увеличено с 19 в 2022 г. до 21. В работу включено задание на проверку знания фактов истории Великой Отечественной войны (8). В работу включено задание на проверку умения сравнивать исторические события, процессы, явления (20).
2) Максимальный первичный балл увеличен с 38 в 2022 г. до 42.
3) Уточнены критерии оценивания ответов на задания 18 и 19 (по нумерации 2023 г.).
4) Время выполнения экзаменационной работы увеличено со 180 до 210 минут.
При формировании экзаменационных вариантов история Великой Отечественной войны будет проверяться не только заданиями 8 и 17 (по нумерации 2023 г.), но и широко представлена в других заданиях. Не менее 20% заданий экзаменационной работы будут включать в себя факты истории Великой Отечественной войны.
География
Изменений нет
Обществознание
1) Изменена формулировка задания 18.
2) Детализирована формулировка задания 25 и изменена система оценивания его выполнения. Максимальный балл увеличен с 4 до 6.
3) Максимальный балл за выполнение задания 3 уменьшен с 2 до 1 балла.
4) Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы изменён с 57 до 58 баллов.
Литература
1) Изменена формулировка задания 9: снято указание точного количества правильных ответов, которое теперь в зависимости от анализируемого произведения (фрагмента произведения) может варьироваться от 2 до 4 (ранее в задании требовалось выбрать 3 правильных ответа из 5 предложенных).
2) Уточнен критерий 1 «Соответствие теме сочинения и её раскрытие».
Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский языки)
1) В экзаменационной работе 2023 г. сокращено с 20 до 18 количество заданий в разделе 3 «Грамматика и лексика».
2) Уменьшено максимальное количество баллов за выполнение заданий 1, 2, 10 и 11. Максимальный балл за верное выполнение каждого из заданий 1 и 11 стал равен 3 баллам, каждого из заданий 2 и 10 – 4 баллам.
3) Максимальный первичный балл за выполнение экзаменационной работы уменьшен со 100 до 86 баллов.
4) Уточнены формулировки задания 38 письменной части и задания 4 устной части, а также критерии оценивания задания 37 письменной части и задания 3 устной части.
Информатика
1) Задание 6 в 2023 году будет посвящено анализу алгоритма для конкретного исполнителя, определению возможных результатов работы простейших алгоритмов управления исполнителями и вычислительных алгоритмов.
2) Задание 22 призвано привлечь внимание к параллельному программированию, технологиям организации многопроцессорных / многопоточных вычислений. Это задание будет выполняться с использованием файла, содержащего информацию, необходимую для решения задачи.
ОГЭ - 2023.
Изменения в КИМ ОГЭ 2023 года.
С 2020 года ОГЭ проводится на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.
В 2023 г. с учетом результатов ОГЭ 2022 г. и проведенных ранее общественно-профессионального обсуждения и апробаций перспективной модели КИМ продолжается корректировка экзаменационных моделей.
Все изменения, в том числе включение в КИМ новых заданий, направлены на усиление деятельностной составляющей экзаменационных моделей: применение умений и навыков анализа различной информации, решения задач, в том числе практических, и др.
Изменения в КИМ ОГЭ 2023 г.
Русский язык, Математика, Химия, История, География, Обществознание, Иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский языки)
Изменений нет
Информатика
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. В задания 13.1 и 13.2 внесён перечень допустимых форматов файла ответа.
Физика
Изменения структуры и содержания КИМ отсутствуют. Внесены изменения в критерии оценивания выполнения расчётных задач 23–25.
Литература
1) Уточнены инструкции ко всей экзаменационной работе и к сочинению (задание 5.1-5.3).
2) Изменены критерии оценивания сочинения части 2: критерий 1 «Соответствие теме сочинения и её раскрытие», критерии оценивания грамотности (оценивается грамотность не всей работы, а только сочинения части 2).
3) В результате изменения критериев оценивания грамотности максимальный балл за выполнение всей экзаменационной работы уменьшился с 45 до 42 баллов.
Биология
Все изменения связаны со структурой и содержанием части 1 КИМ, в части 2 изменений нет.
1) Общее количество заданий сократилось: 26 вместо 29.
2) Количество заданий первой части сократилось с 24 до 21.
3) Линии 1, 3–5, 7–13, 15, 17, 18 сохранились, но изменили свои позиции. Включены новые линии 2, 6, 14, 16, 19–20, которые были представлены в 2020 году в перспективной модели КИМ и апробированы.
4) В линии 21 представлены задания по формату задания 2 ЕГЭ.
5) Максимальный первичный балл увеличился с 45 в 2022 г. до 48.
6) Время выполнения экзаменационной работы сокращено с 3 часов (180 минут) до 2,5 часов (150 минут).
МР по подготовке и проведению ЕГЭ в ППЭ Скачать...
Критерии оценивания ит. соч. (изл.) Скачать...
МР по подг. и пров.ит. соч. (изл.) для ОО Скачать...
Перечень основных изменениях в МР по соч. (изл.) в 2017-18 уч.году Скачать...
Правила заполнения бланков ит соч (изл ) Скачать...
Сборник отчетных форм для проведения соч. (изл.)_СДО_03.10.17 Скачать...
Prikaz_n_1394_ot_25.12.2013_g_poryadok_provedeniya Скачать...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 февраля 2016 г. N 72 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2016 году" Скачать...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 г. N 35 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2016 году" Скачать...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 января 2016 г. N 34 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2016 году" Скачать...
Письмо Рособрнадзора от 17.03.2015 № 02-91 «Об организации и проведении ГИА для обучающихся, отказывающихся дать согласие на обработку персональных данных» Скачать...
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 августа 2015 года №10-518 (Скачать)
Приказ Министерства образования и науки от 7 июля 2015 года № 693 "о внесении изменений в порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400" Скачать...
Письмо ФГБУ "Федеральный центр тестирования" от 20 мая 2015 года №1752/02Скачать...
Приказ Минобрнауки России от 03 февраля 2015 г. № 45 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего и среднего общего образования по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году" Скачать...
Приказ Минобрнауки России от 03 февраля 2015 г. № 44 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения единого государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году" Скачать...
Приказ Минобрнауки России от 03 февраля 2015 г. № 46 "Об утверждении единого расписания и продолжительности проведения основного государственного экзамена по каждому учебному предмету, перечня средств обучения и воспитания, используемых при его проведении в 2015 году" Скачать...
Распоряжение Рособрнадзора от 23.03.2015 №794-10 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена, необходимого для поступления на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета, и минимального колличества баллов единого государственного экзамена, подтверждающего освоение образовательной программы среднего общего образования» Скачать...
Письмо Рособрнадзора от 20.02.2015 N 02-56 "О прохождении единого государственного экзамена выпускниками прошлых лет, обучающимися по образовательным программам среднего профессионального образования, а также обучающимися, получающими среднее общее образование в иностранных образовательных организациях" Скачать...
Приказ Минобрнауки России от 16 января 2015 г. № 9 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400" Скачать...
Письмо Рособрнадзора от 13.11.2014 N 02-718 "О проведении ГИА-11 в 2015 году" Скачать...
Критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования. Скачать...
Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения). Скачать...
Бланки сочинения 2015. Скачать...
Приказ Минобрнауки России от 5 августа 2014 г. № 923 "О внесении изменений в Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1400". Скачать...
Распоряжение Рособрнадзора от 9 июня 2014 года №1120-10 "О внесении изменений в распоряжение Рособрнадзора от 29.08.2012 №3499-10" Скачать...
Письмо Рособрнадзора от 05.03.2014 года № 02-92 "О выдаче дубликатов свидетельств о результатах единого государственного экзамена" Скачать...
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 9 января 2014 г. N 3 г. Москва"Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год" Скачать...
Письмо Рособрнадзора от 17.02.2014 года № 02-68 "О прохождении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования обучающимися по образовательным программам среднего профессионального образования" Текст письма...
Приказ Минобрнауки России №1400 от 26 декабря 2013 г "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования" Скачать...
Приказ Минобрнауки России №1394 от 25 декабря 2013 г "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" Скачать...
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.08.2013 № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования» Скачать...
ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 20 ноября 2013 года № ДЛ-345/17 "О действии результатов единого государственного экзамена"Скачать...
План мероприятий по совершенствованию Порядка проведения единого государственного экзамена на 2011-2013 годы. Подробнее...
Приказ Минобрнауки России №2895 от 28 декабря 2011 г. "Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования". Подробнее…
Письмо министерства образования и науки Российской Федерации № 03-175 от 25.03.2011 года "О повторном прохождении государственной (итоговой) аттестации лицами, освоившими основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, но получившими справку об обучении в образовательном учреждении" Подробнее...
Подробную информацию можно получить на сайтах:
Портал информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен»
Департамент Образования города Москвы
Южное Окружное Управление Образования города Москвы
Учебно-методический центр Южного окружного управления образования